Адаптированная образовательная программа (далее Программа) –
Согласно п. 28 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» адаптированная образовательная программа (далее – Программа) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья ( далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа разработана согласно ст. 12 п.6 ФЗ «Об образовании в РФ» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384 , с учетом:
- Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под ред. Л. Б. Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010 г.
- Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; под ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014,
Программа предназначена для воспитания, образования и коррекции воспитанников групп компенсирующей направленности с задержкой психического развития, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО получению качественного дошкольного образования без дискриминации детьми с ОВЗ.
Программа (согласно п. 2.3. ФГОС ДО) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей с ОВЗ дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), а так же организационно – педагогические условия (согласно ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Программа ( согласно п. 2.4. ФГОС ДО) направлена на:
создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, в т.ч. профессиональной коррекции недостатков развития; на создание доступной развивающей предметно – пространственной и образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа (согласно п. 2.11. ФГОС ДО) включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития для детей ОВЗ, обеспечивающей их позитивную социализацию, воспитание, образование и поддержку индивидуальности через общение, игру, двигательную деятельность и другие формы детской активности в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями, профессиональную коррекцию нарушений развития. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка с ОВЗ к миру.
Цель Программы реализуется через решение задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ; обеспечение их эмоционального благополучия детей; формирование ценностей здорового образа жизни и основ безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях.
- Обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ (независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей) и создание благоприятных условий для полноценного обогащенного развития у каждого ребенка с ОВЗ в период дошкольного детства социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств в адекватных их возрасту детских видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, совершенствование системы квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, интеграция детей с ОВЗ в единое образовательное пространство.
- Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, его активной жизненной позиции; инициативности, самостоятельности, ответственности, желания включаться в творческую деятельность.
- Воспитание общей культуры личности детей с ОВЗ через объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование позитивного и созидательного духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, детскому саду, родному городу и его жителям, краю, стране, к природе родного края, к культурно - историческому наследию своего народа через взаимодействие с семьями воспитанников и формирование социокультурной среды, обеспечение равноправного включения личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные, доступные и необходимые сферы жизни социума.
- Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности и обеспечение его успешного перехода на следующую ступень образования , в т.ч. и через преемственность адаптированных образовательных программ дошкольного и начального общего образования .
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ, активное включение семей воспитанников в образование и воспитание детей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Образовательная программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.
Образовательная программа дошкольного образования ДОУ состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для разработки программы, в т.ч. характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, а также планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:
- описание образовательной деятельности ДОУ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом возрастных особенностей;
- описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции детей с ОВЗ.
Так же в содержательном разделе представлены:
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации предметно-пространственной среды.
В этот раздел входит перечень необходимых материалов для организации коррекционной работы для получения образования детьми с ОВЗ. В данном направлении используются специальные методические пособия и дидактические материалы.
Особенности осуществления образовательного процесса:
области, выделенные в содержании Программы.
- Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
- Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
- Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
- Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
- Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.
- Образовательный процесс, организуемый в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- Образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей;
- Взаимодействие с семьями детей по реализации адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- своевременное обследование детей;
- рациональное составление расписания фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм коррекционно-развивающей деятельности;
- планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
- наличие программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных форм коррекционно-развивающей деятельности;
- оснащение процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- совместная работа специалистов с воспитателями группы и родителями.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Направления развития и образования детей |
Традиционные и инновационные формы взаимодействия |
Социально-коммуникативное |
Социальное обследование Консультирование специалистов Открытое занятие Стендовая информация Собрания - встречи Семинары Мастер- классы Семейный праздник Спортивное развлечение Тематическая выставка Анкетирование |
Познавательное |
|
Речевое |
|
Художественно-эстетическое |
|
Физическое |
Краткая презентация адаптированной основной образовательной программы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи
АООП (согласно п. 2.11. ФГОС ДО) включает три основные раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения детьми с ТНР АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Содержательный раздел определяет содержание коррекционноразвивающей работы, общее содержание ДО детьми с ТНР, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
В АООП включены следующие парциальные образовательные Программы и авторские методики для наполнения части, формируемой участниками образовательных отношений:
- Н. В. Серебряковой, О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищевой,
Л. Н. Арефьевой, З. Е. Агранович, Л. Н. Смирновой, Л. Г. Парамоновой
(формирование лексико-грамматического строя речи);
- Т. Б. Филичевой, А. В. Соболевой, О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк,
Г. А. Османовой (развитие связной речи);
- Е. А. Пожиленко, Н. М. Мироновой, О. И. Крупенчук, Л. А. Комаровой
(развитие фонетико-фонематического восприятия, обучение грамоте).
Организационный раздел включает описание структуры образовательного процесса для детей с ТНР, описание материальнотехнического обеспечения АООП ДО, реализующей организацию коррекционно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности, а также систему специальных условий реализации АОП ДО обучающихся с ТНР.
АООП реализуется в течение всего времени пребывания детей в группе компенсирующей направленности, поэтому срок её реализации составляет 1-2 года с учётом возрастных особенностей детей, а также тяжести дефекта. Программа реализуется на государственном (русском) языке Российской Федерации (согласно п. 1.9. ФГОС ДО).
Программа может корректироваться в связи с существенными изменениями:
- образовательной политики государства и нормативно-правовой базы дошкольного образования различного уровня (федерального, регионального, муниципального);
- образовательного запроса и возможностей участников образовательных отношений;
- видовой структуры групп и контингента детей;
- межсетевого взаимодействия;
- финансирования;
- материально-технических и кадровых возможностей учреждения. Решение о необходимости внесения изменений в АОП принимается
на заседании педагогического совета, далее создаётся рабочая группа для её корректировки. После работы рабочей группы обсуждается и утверждается новый её вариант.
Приложения к АООП могут обновляться без создания рабочих групп после обсуждения и утверждения их на психолого-медико-педагогическом консилиуме по мере необходимости, в том числе и ежегодно в начале учебного года.
Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в речевой группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников; комплексность педагогического воздействия, направленного на выравнивание речевого и психофизического развития детей и их всестороннее гармоничное развитие.
Цель реализуется в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтение. Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребёнка;
- создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к каждому ребёнку;
- использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в образовательном процессе;
- творческая организация коррекционно-развивающего образовательного процесса;
- вариативность образовательного материала;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в дошкольной организации и семье;
- преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется на специальных индивидуальных логопедических занятиях, во время совместной организованной образовательной деятельности (подгрупповой / фронтальной), а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль речи детей в течение всего дня):
- развивать слухоречевое внимание;
- вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать интонационную выразительность речи;
- сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- формировать понятия о грамматических категориях языка;
- развивать познавательные процессы (восприятия, внимание, память, мышление и воображение);
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать речевое общение: монологическую, диалогическую фразовую и связную речь.
Принципы построения коррекционно-развивающего обучения
- Принцип индивидуального подхода: всестороннее изучение воспитанников и разработка соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
- Принцип поддержки самостоятельной активности каждого ребёнка (индивидуализации).
- Принцип социального взаимодействия: создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
- Принцип междисциплинарного подхода: специалисты (воспитатели,
учитель-логопед,музыкальный руководитель, инструктор по
физическому воспитанию) 2 раза в год проводят диагностику детей (сентябрь, май), и в процессе проведения медико-психологопедагогического консилиума (4 раза в год) составляют план действий, направленный, как на конкретного ребёнка, так и на группу в целом.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания: наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике.
- Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй: установление доверительных партнерских отношений воспитателей с родителями / законными представителями ребёнка.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада: обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с тяжёлыми нарушениями речи, т.е. с разными образовательными потребностями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
- Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование и др.), способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты, умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных вероисповеданий, их физических и психических особенностей.
- Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, умеет слышать других и стремится быть понятым другими людьми.
- Обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика: он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело, любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Проявляет желание узнавать новое, положительно относится к обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыка, танцы, театральную и изобразительная деятельность).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.