Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Детский сад комбинированного вида г. Никольское» Тосненского района Ленинградской области (далее - МКДОУ № 10 г. Никольское) является согласно ст. 10 п. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») первым уровнем общего образования.
Согласно ст.23 п. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» основной целью деятельности дошкольной образовательной организации является её образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - Программа) , присмотр и уход за детьми.
Образовательная программа МКДОУ №10 г. Никольское разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом МО и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
Программа направлена на разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно –исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной, театрализованной, трудовой, конструктивной и др.).
Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку в которые определены цели и задачи программы.
Программа (согласно п. 2.3. ФГОС ДО) сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), а так же организационно – педагогические условия (согласно ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Программа (согласно п. 2.4. ФГОС ДО) направлена на:
- на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Цель Программы — позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи реализации Программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от его индивидуальных особенностей психофизиологических особенностей, в том числе, связанных с ограничением возможностей из-за проблем со здоровьем;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования в рамках Программы;
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Принципы к реализации Программы
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
- Уважение личности ребенка.
- Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество ДОУ с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
- Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, с учетом комплексно - тематического принципа построения образовательного процесса
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей по пяти образовательным областям и их интеграцию: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-речевое развитие», «Физическое развитие».
Организация образовательной деятельности в ДОУ включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях и составляет не менее 60% от общего объема образовательной программы. Обязательная часть разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» .
Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена в образовательной программе выбранными и разработанными самостоятельно участниками образовательных отношений программы (парциальные программы, авторские программы), технологии (методики) по образовательным областям, направленные на развитие детей, которые составляет не более 40% от общего объема реализации образовательной программы ДОУ.
Выбор представленных программ обусловлен образовательными потребностями, интересами и мотивами детей, родителей и ориентирован на специфику региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, возможностей ДОУ, педагогического коллектива
Содержание образовательной программы ДОУ реализуется на основе комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.
Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи социально значимые для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение.
Комплексно – тематическое планирования позволяет интегрировать содержание образовательной задач в различные виды детской деятельности.
Организационный раздел содержит описание материально технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Задача педагогического коллектива в работе с семьями воспитанников заключается в повышении интереса семьи к образовательной деятельности детского сада, сделать родителей своими союзниками, сплотить не только детскую группу коллектив единомышленников, но и семьи воспитанников, предупредить появление отчуждения между ребенком и семьей.
Основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является - организации совместных усилий воспитателей и семьи по созданию единого пространства развития ребѐнка.
В МКДОУ реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков:
- Информационно-аналитический блок предполагает: сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их состава, образовательного и материального уровня, социального статуса, характера взаимоотношений в семье; а также выявление социального заказа семьи на образовательные услуги; информирование родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, о деятельности ДОУ.
Для решения данных вопросов, используются разные формы: публичный доклад, лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, сайт ДОУ
- Практический блок предполагает: организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью проводятся такие мероприятия, которые вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком (игротеки, выставки выходного дня, встречи с интересными людьми, праздники, издание семейных газет, журналов, защита проектов и др.).
Одним из направлений работы в данном блоке является решение конкретных задач взаимодействия, связанных со здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы, которые используются медицинскими работниками, специалистами, педагогами , зависят от той информации, которую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока: пед. гостиные, муз. гостиные, конкурсы, «Дни открытых дверей» (взаимодействие на основе диалога), праздники, консультации – практикумы и др.
Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия используется опрос родителей. В конце каждого года проводится анкетирование родителей по выявлению удовлетворенности работой детского сада и воспитателей той группы, которую посещает их ребенок.