Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №10


"Детский сад комбинированного вида г. Никольское"

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Адаптированная образовательная программа (далее Программа) –

Согласно п. 28 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» адаптированная образовательная программа (далее – Программа) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья ( далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Программа разработана согласно ст. 12 п.6  ФЗ «Об образовании в РФ» в соответствии с  Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384 , с учетом:

  • Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под ред. Л. Б. Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010 г.
  • Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; под ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014,

Программа предназначена для воспитания, образования и коррекции воспитанников групп компенсирующей направленности с задержкой психического развития,  в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО  получению  качественного  дошкольного образования без дискриминации детьми  с ОВЗ.

Программа  (согласно п. 2.3. ФГОС ДО)  формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей с ОВЗ дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), а так же организационно – педагогические условия (согласно  ст. 2 п. 9  ФЗ «Об образовании в РФ»).

Программа ( согласно п. 2.4. ФГОС ДО)  направлена на:

создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, в т.ч.  профессиональной коррекции недостатков развития; на создание доступной развивающей  предметно – пространственной  и образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа (согласно п. 2.11. ФГОС ДО)  включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития для детей ОВЗ, обеспечивающей их позитивную социализацию, воспитание, образование и поддержку индивидуальности через общение, игру, двигательную деятельность и другие формы детской активности в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями, профессиональную коррекцию нарушений развития. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка с ОВЗ к миру.

Цель Программы реализуется через решение  задач:          

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ; обеспечение их эмоционального благополучия детей; формирование ценностей здорового образа жизни и основ безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях.
  2. Обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ (независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей)  и  создание благоприятных условий для полноценного  обогащенного развития  у каждого ребенка с ОВЗ в период дошкольного детства социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств  в адекватных их возрасту детских видах деятельности с учетом  их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, совершенствование системы квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, интеграция детей с  ОВЗ в единое образовательное пространство.
  3. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, его активной жизненной позиции; инициативности, самостоятельности, ответственности, желания включаться в творческую деятельность.
  4. Воспитание общей культуры личности детей с ОВЗ через объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование позитивного и созидательного духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к  семье,  детскому саду, родному городу и его жителям, краю, стране, к природе родного края, к культурно - историческому  наследию  своего народа  через взаимодействие с семьями воспитанников и формирование социокультурной среды, обеспечение равноправного включения личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные, доступные и необходимые сферы жизни социума.
  5. Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности и обеспечение его успешного перехода на следующую ступень образования , в т.ч. и через преемственность адаптированных образовательных программ дошкольного и начального общего образования .
  6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ, активное включение семей воспитанников в образование и воспитание детей.

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Образовательная  программа  реализуется  на  протяжении  всего  времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста  уровня развития, необходимого и достаточного для успешного  освоения  ими  образовательных  программ  начального  общего образования.

Программа  определяет  комплекс  основных  характеристик  дошкольного образования  (объем,  содержание  и  планируемые  результаты  в  виде  целевых ориентиров  дошкольного  образования),  требования  к  условиям  реализации Программы.

Образовательная  программа  дошкольного  образования  ДОУ  состоит  из  трех разделов: целевой, содержательный и организационный.

Целевой  раздел  включает  в  себя:  пояснительную  записку,  цели,  задачи программы,  принципы  и  подходы  к  ее  формированию,  характеристики,  значимые для  разработки  программы,  в  т.ч.  характеристики  особенностей  развития  детей   дошкольного возраста с ОВЗ, а также планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).

Содержательный  раздел  представляет  общее  содержание  Программы, обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:

 - описание образовательной деятельности ДОУ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;

 -  описание вариативных  форм,  способов,  методов и  средств  реализации  с  учетом возрастных особенностей;

 - описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции детей с ОВЗ.

Так же в содержательном разделе представлены:

- особенности взаимодействия педагогического коллектива  с  семьями воспитанников.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения  Программы,  обеспечение  методическими  материалами  и  средствами обучения  и  воспитания,  распорядок  и  режим  дня,  особенности  традиционных событий,  праздников,  мероприятий,  особенности  организации  предметно-пространственной среды.

В этот раздел  входит  перечень  необходимых  материалов  для  организации коррекционной  работы  для  получения  образования  детьми  с  ОВЗ.  В данном направлении используются  специальные  методические  пособия  и  дидактические материалы.

Особенности осуществления образовательного процесса:

области, выделенные в содержании Программы.

  • Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
  • Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
  • Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
  • Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
  • Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.
  • Образовательный процесс, организуемый в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • Образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей;
  • Взаимодействие с семьями детей по реализации адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ОВЗ:

  • своевременное обследование детей;
  • рациональное составление расписания фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм коррекционно-развивающей деятельности;
  • планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
  • наличие программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных форм коррекционно-развивающей деятельности;
  • оснащение процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
  • совместная работа специалистов с воспитателями группы и родителями.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Направления развития и образования детей

Традиционные и инновационные формы взаимодействия

Социально-коммуникативное

Социальное обследование

Консультирование специалистов

Открытое занятие

Стендовая информация

Собрания  - встречи

Семинары

Мастер- классы

Семейный праздник

Спортивное  развлечение

Тематическая выставка

Анкетирование

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

Краткая презентация адаптированной основной образовательной программы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи

АООП (согласно п. 2.11. ФГОС ДО) включает три основные раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения детьми с ТНР АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.

Содержательный раздел определяет содержание коррекционно­развивающей работы, общее содержание ДО детьми с ТНР, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

В АООП включены следующие парциальные образовательные Программы и авторские методики для наполнения части, формируемой участниками образовательных отношений:

  • Н. В. Серебряковой, О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищевой,

Л. Н. Арефьевой, З. Е. Агранович, Л. Н. Смирновой, Л. Г. Парамоновой

(формирование лексико-грамматического строя речи);

  • Т. Б. Филичевой, А. В. Соболевой, О. И. Крупенчук, О. С. Гомзяк,

Г. А. Османовой (развитие связной речи);

  • Е. А. Пожиленко, Н. М. Мироновой, О. И. Крупенчук, Л. А. Комаровой

(развитие фонетико-фонематического восприятия, обучение грамоте).

Организационный раздел включает описание структуры образовательного процесса для детей с ТНР, описание материально­технического обеспечения АООП ДО, реализующей организацию коррекционно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности, а также систему специальных условий реализации АОП ДО обучающихся с ТНР.

АООП реализуется в течение всего времени пребывания детей в группе компенсирующей направленности, поэтому срок её реализации составляет 1-2 года с учётом возрастных особенностей детей, а также тяжести дефекта. Программа реализуется на государственном (русском) языке Российской Федерации (согласно п. 1.9. ФГОС ДО).

Программа может корректироваться в связи с существенными изменениями:

  • образовательной политики государства и нормативно-правовой базы дошкольного образования различного уровня (федерального, регионального, муниципального);
  • образовательного запроса и возможностей участников образовательных отношений;
  • видовой структуры групп и контингента детей;
  • межсетевого взаимодействия;
  • финансирования;
  • материально-технических и кадровых возможностей учреждения. Решение о необходимости внесения изменений в АОП принимается

на заседании педагогического совета, далее создаётся рабочая группа для её корректировки. После работы рабочей группы обсуждается и утверждается новый её вариант.

Приложения к АООП могут обновляться без создания рабочих групп после обсуждения и утверждения их на психолого-медико-педагогическом консилиуме по мере необходимости, в том числе и ежегодно в начале учебного года.

Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в речевой группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников; комплексность педагогического воздействия, направленного на выравнивание речевого и психофизического развития детей и их всестороннее гармоничное развитие.

Цель реализуется в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной,    трудовой,    познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкально-художественной, чтение. Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к каждому ребёнку;
  • использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в образовательном процессе;
  • творческая организация коррекционно-развивающего образовательного процесса;
  • вариативность образовательного материала;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в дошкольной организации и семье;
  • преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется на специальных индивидуальных логопедических занятиях, во время совместной организованной образовательной деятельности (подгрупповой / фронтальной), а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль речи детей в течение всего дня):

  • развивать слухоречевое внимание;
  • вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • формировать понятия о грамматических категориях языка;
  • развивать познавательные процессы (восприятия, внимание, память, мышление и воображение);
  • стимулировать речевую активность детей;
  • развивать речевое общение: монологическую, диалогическую фразовую и связную речь.

Принципы построения коррекционно-развивающего обучения

  • Принцип индивидуального подхода: всестороннее изучение воспитанников и разработка соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
  • Принцип поддержки самостоятельной активности каждого ребёнка (индивидуализации).
  • Принцип социального взаимодействия: создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
  • Принцип междисциплинарного подхода: специалисты (воспитатели,

учитель-логопед,музыкальный руководитель, инструктор по

физическому воспитанию) 2 раза в год проводят диагностику детей (сентябрь, май), и в процессе проведения медико-психолого­педагогического консилиума (4 раза в год) составляют план действий, направленный, как на конкретного ребёнка, так и на группу в целом.

  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания: наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и специальной педагогике.
  • Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй: установление доверительных партнерских отношений воспитателей с родителями / законными представителями ребёнка.
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада: обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с тяжёлыми нарушениями речи, т.е. с разными образовательными потребностями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование и др.), способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты, умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных вероисповеданий, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, умеет слышать других и стремится быть понятым другими людьми.
  • Обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.
  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика: он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело, любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-­следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Проявляет желание узнавать новое, положительно относится к обучению в школе.
  • Проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыка, танцы, театральную и изобразительная деятельность).
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Объявления